rispost

Как Неву с Волгой соединяли. Часть 5

Сколько несчастных сирот оста-лось фактически без средств к существованию — история умалчивает. Строительство возглавил уже упоминавшийся в разделе о Тихвинской системе Франц де Воллан. Принц Ольденбургский в письме Александру I так отзывался об этом проекте: «Мариинский канал, гигантское сооружение, единственное в своем роде в Европе, которое обессмертит имя де Воллана…

» 21 июля 1810 года по Мариинской системе было открыто судоходство. Первоначально собирались построить 26 шлюзов, но по мере проведения работ планы корректировались и шлюзы добавлялись. Когда система начала работать стабильно, от Рыбинска до Петербурга можно было добраться за 110 суток.

Увы, этот путь был удобным, но мелким: суда с Вышневолоцкой системы не могли по нему ходить, ибо глубина на порогах составляла 1,3 м, а ширина — всего 9 м. Кроме того, трасса проходила по необжитым заболоченным местам и найти людей и лошадей для обслуживания канала было очень трудно. В 1818 году начали строительство Онежского канала, а в 1846 году — Белозерского. Ведь мелкие суденышки, которые могли пройти по Мариинской системе, при выходе в большое озеро нередко погибали, застигнутые штормом.

Впоследствии были сооружены Новосясьский и Новосвирский каналы. Кроме того, у деревни Девятины в 1890–1896 годах был проложен так называемый Девятинский перекоп — искусственный судоходный путь в монолитных породах, беспрецедентное по масштабам гидротехническое сооружение.

Его длина всего полтора километра, но вид впечатляет до сих пор. Канал пришлось проходить в крепчайшем доломитизированном известняке, который взрывали и долбили, а увозили по специально проложенной по дну канала железной дороге. Хотя современная трасса Волгобалта проходит немного в стороне, в списке достопримечательностей Вытегорского района Перекоп фигурирует наравне со знаменитой Андом-горой.

Там же сохранилось и несколько деревянных шлюзов — конечно, в плохом состоянии; увы, их никто не поддерживает и не ремонтирует хотя бы для туристов. А нынешние старики Волгобалта ностальгически вспоминают, как они ходили по старому каналу еще в начале 60-х годов XX века: «На шлюзах матросами служили одни женщины, и, пока ждали своей очереди — судов-то много шло, — мы старухам вскапывали огород или чинили забор, а с молодыми на танцы ходили. За это нам и молока наливали, и сальца совали, и крепко целовали».

Как Неву с Волгой соединяли. Часть 5

Нет комментариев

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.