rispost

История вокруг нашего села. Практические рекомендации для неленивых и любопытных

История вокруг нашего села. Практические рекомендации для неленивых и любопытных Обслуживать интерес к тому, что окружает человека на земле, призвана краеведческая литература. Однако сведения о территории современной Ленинградской области в ней скудны и отрывочны. Если у дачника есть время, он готов рыться в библиотеках, выискивая фрагменты местной истории.

Увы, как правило, не слишком продуктивно. В маленьких деревенских библиотеках обычно есть так называемый «краеведческий уголок», но, честно говоря, посылать туда искушенного городского жителя просто опасно: пара книг о войне, несколько статеек из местных газет да машинописные воспоминания колхозников о суровых днях вечной битвы за урожай.

В прежние годы выходили книги по истории усадеб на территории Ленобласти. Их авторы успели изучить только три района — Ломоносовский, Лужский и Кингисеппский, — а на остальные не нашлось денег.

К тому же тираж издания был настолько мал, что оно стало библиографической редкостью. Труды самодеятельных краеведов еще менее доступны, нежели официальные издания, кроме того, они изобилуют сведениями, имеющими отношение скорее к романам в жанре фэнтези, нежели к реальной истории. Поскольку к краеведению накопилось слишком много претензий, но ни одна из прикладных наук не занималась комплексным исследованием локальных территорий, нам пришлось ввести термин «регионавтика».

Мы отдаем себе отчет, что многие изначально серьезные понятия со временем обрастают невероятным количеством штампов, ассоциаций, оттенков значений, и порой проще отказаться от использования принятого слова, нежели каждый раз «отмывать» его, доказывая, что имелось в виду «не совсем это». Это особенно актуально, когда речь идет не о научных терминах, а о таких расплывчатых понятиях, как «краеведение». Какие ассоциации вызывает это слово? Пионеры, марширующие по местам боевой славы, а потом, когда учителя отвернутся, курят, выпивают и крушат все подряд…

Выжившие из ума «старожилы», утверждающие, что в их поселке родился, жил либо останавливался Пушкин, Набоков, Петр Первый или Рюрик, что на месте сельской церкви стояла прежде другая, а до того здесь было капище, а до него — стоянка неандертальцев… Если выкинуть из краеведения всю мифологию, порожденную скучными буднями аборигенов, останется ли само занятие? Оно, очевидно, станет немного другим.

Нет комментариев

Еще нет комментариев.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.